Вот и возвращаемся к Паскалю. Изучение его вещь несколько нудная, но одновременно и интересная. Почему? Нудная потому, что приходиться учить много однообразного, а интересная потому, что можно писать самые разные программы, развиваясь в разных направлениях. Чтож, приступаем опять к Паскалю. Я думаю, сегодня не буду приводить новых процедур, точнее, новых серьезных процедур, только некоторые незначительные, позволяющие упростить некоторые рутинные вычисления или действия. Так вот, разберем несколько маленьких арифметических процедур и напишем небольшую программку, использующую их. Это будет простой урок, реализующий всего пару новых процедур. Но, поверьте, эти процедуры сильно упростят вам жизнь в дальнейшем - и стоит посвятить время, чтобы их освоить. Итак, поехали... Арифметические процедурыДавайте возьмем для примера такую ситуацию: 1. У нас есть переменная-число, которую мы используем как счетчик. То есть, где-то в программе постоянно увеличиваем ее на 1, нумерую какие-либо действия или ход программы. Называется и описывается она, скажем, так: Counter: Integer; 2. Теперь мы начинаем нумеровать действия: каждый раз, когда совершаем новое, увеличиваем ее на единицу. Что делаем? Пишем в программе: Counter := Counter + 1;Увеличивается? Конечно. Каждый раз при совершении такого действия переменная будет работать как полноценный счетчик. Но разве это приятно, каждый раз писать Counter := Counter + 1;? Для того, чтобы увеличивать переменные-числа на определенные величины существует замечательная операция - Inc. Рассматриваем ее подробно (хотя, конечно, это не очень серьезная процедура): Процедура Inc - (от англ. Increment - увеличение). Эта процедура увеличивает переменную на заданное число или на другую переменную. Синтаксис: 1. Inc(переменная, заданное_число (другая_переменная) ); 2. Inc(переменная); - при отсутсвии 2-го параметра увеличиывает переменную на единицу (это как бы по умолчанию). Вам случайно не показалось это сложным? Если да, то зря. Смотрите пример, все очень просто: 1. Имеем переменную Count. Так увеличиваем ее на единицу: Inc(Count);2. Таже переменная Count, но увеличиваем ее на 10: Inc(Count, 10);Разобрались? Замечательно! Продолжаем, и следующая операция Dec. Что же она делает? Она наоборот, уменьшает значение переменной. Процедура Dec - (от англ. Decrement - увеличение). Эта процедура уменьшает переменную на заданное число или на другую переменную. Синтаксис: 1. Dec(переменная, заданное_число (другая_переменная) ); 2. Dec(переменная); - при отсутсвии 2-го параметра уменьшает переменную на единицу. И примеры использования процедуры: 1. Имеем переменную Count. Так уменьшаем ее на единицу: Dec(Count);2. А так уменьшаем на 7: Dec(Count, 7);Ну а теперь напишем небольшую программку. Сначала определимся с условием. Нам нужно сделать что-нибудь до минимума простое. Давайте так: Нам нужно сложить два числа A и B и вычесть из получившейся суммы C. Здесь получиться 2 действия, мы их все пронуменруем - то есть после каджого действия будем увеличивать еще одно число-счетчик на единицу. Итак, определяем план действий, который называется "алгоритм" - последовательность выполнения действий. Пишем алгоритм: 1. Заводим 3 переменных - A, B, C и переменную-счетчик для нумерации действий - Count. 2. Складываем А и В; При этом увеличиваем счетчик Count на единицу. 3. Вычитаем С. Увеличиваем Count на единицу. Текст программы: Program First; var A,B,C,Count: Integer; begin A := A + B; Inc(Count); A := A - C; Inc(Count); end. Если вы читали предыдущие уроки, то без труда разберетесь в этой программе и все поймете. Но если все же нет, то специально для вас разбираем программу по строкам: 1. Program First; Название программы. Program - это служебное слово, ничего не выполняет и в принципе необязательно. Если используется, то всегда стоит самой первой строкой в программе. В общем, это простой заголовок. Ничего не выполняющий и никому не нужный, но с ним как-то приятнее... 2. var Это начало раздела описания переменных (см. пред. выпуски). Программа на Паскале состоит из двух самых важных частей - раздела описания переменных и тела самой программы. var - это служебное слово, ничего не выполняющее, но показывающее Паскалю, что начался раздел описания переменных. В этом разделе мы описываем все переменные, которые будут использоваться в программе. Что такое переменная? Это несколько долгий разговор, смотрите предыдущие выпуски. 3. A,B,C,Count: Integer; - это и есть описание переменных. Integer - это их тип. Описание переменных сводиться к озаглавливанию переменнной (приданию ей имени) и приравниванию ее к какому либо типу. Integer означает, что переменная является числом. 4. begin Служебное слово, показывающее начало тела программы. После слова begin находиться весь текст программы - опрераторы, присваивания, действия. Заканчивается раздел begin служебным словом end. 5. A := A + B; Складываем А и В, одновременно помещая результат вычисления в переменную А. 6. Inc(Count); Увеличиваем переменную-счетчик на единицу. 7. A := A - C; Вычитаем из результата сложения переменную С. 8. Inc(Count); Опять увеличиваем переменную-счетчик на единицу - ведь выполнено еще одно действие. 9. end. Это означает конец программы. Вот и вся программа! Разберитесь в ней, она очень проста. Это программка пока ничего не делает - не читает данные с клавиатуры и не выводит их на экран.
|